САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЦВЕТ СВИНЦА СЕРЫЙ
"

К петербургской серии автор Александр Мартиросов приходит с большим пейзажным опытом. И – с определенной, как мне представляется, – робостью: в самом деле, кто только ни фотографировал Петербург! Если в предыдущих сериях художник высматривал в натурных ситуациях структурные закономерности и знаки пространственной навигации, то Питер – воплощенная структурность, сплошной знак! Не говоря уже о том, что панорамная форма сама по себе предполагает массу культурно-исторических коннотаций общего типа – небесная линия, отсылки к петербургским видам М. Махаева и В.Садовникова и пр. К этому следует добавить массовую продукцию туристского плана, не ставящую творческих задач, но покрывшую хрестоматийные красоты, если воспользоваться образом Л.Толстого, «лаком от тысяч взглядов». Фотографу нужно было найти собственное образное оправдание панорамной формы. Думается, он её находит. Прежде всего, оно в том, чтобы ( в отличие от чисто рекламного, облегчающего «проход» изображения – продукта к сердцу или желудку потребителя) снять автоматизм ( «лак», глянец) перцепций. Для этого он применяет прием своего рода торможения контакта с классически-архитектурным, видовым. Две трети пространства ( передний и средние планы) пейзажа, представляющего классический вид на Смольный собор, заполняет битый лед. Глаз погружается в неструктурированную рельефную массу, тонет в ней. Возникает образ преодоления: архитектурная классика не так уж доступна, нужна определенная работа, чтобы добиться –не обладания, об этом рано говорить – простого контакта…

Вид на Дворцовую набережную и Троицкий мост так же хрестоматиен, и здесь так же воплощена идея – нет, не доступности, но требовательности архитектуры. Да, это, похоже, правильное слово – требовательность: привычку автоматически воспринимать архитектурный текст надо преодолевать. Но здесь речь – не о тексте, о праве доступа. Два параллельных столба-причала, как гвозди, вбиты в передний план. Далее идёт полоса битого льда, затем широкая полынья. От зрителя требуется преодолеть эту полосу препятствий. На самом деле – полосу инерции видения: на неклассическом, на которое парадоксальным образом настроена оптика фотографа, отрабатывается восприимчивость глаза, активизация видения. Фотограф как бы проповедует: не научившись переживать простые свето-фактурные и пространственные моменты, например, контрастность искусственной геометрии и фактуры гранитной набережной и стихийной органики шуги, рано переходить к архитектуре. Она не дастся в руки.

Итак, категории доступности и преодоления. Мартиросов часто использует и другие приемы отрефлексированного фотовидения. Издавна известен следующий прием визуального подхода к содержательному ( он же оптический) центру классической картины: меч, древко знамени, копье расположены по диагонали от переднего плана вглубь, глаз как бы разгоняется по этим предметностям и останавливается на образах главных героев. Как мы видим, в петербургской серии фотограф часто использует метод торможения перцепции, а не этого разгона. Но есть и другие примеры. В пейзаже – виде на Адмиралтейство с Дворцовой набережной глаз стремительно разбегается по диагонали парапета, затем «уходит» по Троицкому мосту. Этот пробег как бы огораживает огромный, почти пустотный ( вода и камень парапета, ажурный мост на заднем плане) кусок города. Этот, своего рода минимализм важен фотографу как момент «воспитания чувств». Своих и зрительских. Парадный город всякий полюбит, труднее научиться пространственно-фактурным переживаниям на таком аскетичном материале…

"


- Александр Боровский
Saint-Petersburg PBI
Saint-Petersburg PBII
Saint-Petersburg PBXVIII
Saint-Petersburg PBIII
Saint-Petersburg PBIV
Saint-Petersburg PBV
Saint-Petersburg PBVI
Панорама Троицкого моста - фото Александра Мартиросова
Saint-Petersburg PBVII
Saint-Petersburg PBVIII
Инженерный (Михайловский) замок - фото Александра Мартиросова
Saint-Petersburg PBIX
Атланты Эрмитажа - фото Александра Мартиросова
Saint-Petersburg PBX
Saint-Petersburg PBXIX
Saint-Petersburg PBXX
Петропавловская крепость - фото Александра Мартиросова
Saint-Petersburg PBXI
Смольный собор - фото Александра Мартиросова
Saint-Petersburg PBXII
Обводный канал - фото Александра Мартиросова
Saint-Petersburg PBXIII
Saint-Petersburg PBXIV
Saint-Petersburg PBXV
Saint-Petersburg PBXVI
Saint-Petersburg PBXVII
Доступные размеры лимитированных и специальных серий авторских отпечатков доступны в каталоге.